Про Эйлин Грей часто говорят, что она опередила время. Безусловно, это так. В её предметах мебели и домах было то, к чему только через какое-то время придет сам великий Ле Корбюзье. Поэтому лучше выразиться так: она опередила мужчин в дизайне и архитектуре.
Эйлин Грей родилась 9 августа 1878 года в зажиточной аристократической семье художника Джеймса Смита и Эвелины Пунден, ставшей после смерти матери баронессой Грей. Детство Эйлин проводила в фамильном доме в Ирландии или в Лондоне. В 1898 году она поступила в Лондонскую школу искусств Slade на отделение живописи. В 1900 году она впервые приезжает в Париж и попадает на Всемирную выставку, на которой торжествовал стиль ар-нуво. Спустя два года она переехала в Париж и поселилась в квартире на улице Бонапарт, 21, которая оставалась основным жильем Эйлин до конца жизни.
Еще будучи студенткой школы Slade, Грей интересовала лаковая обработка предметов. Уже в Париже она познакомилась с эмигрировавшим японцем Сэйзо Сугавара, который был мастером работы по лаку и впоследствии стал учителем и компаньоном Грей. В начале 1920-х годов Эйлин делала много лакированных ширм. Сидя в собственной ванной, она слой за слоем покрывала лаком предметы без особой спешки. Она могла позволить себе делать тестовые экземпляры, ведь сама никогда не нуждалась в деньгах.
Ширма "Le Destin", 1914
Легендарное кресло «Дракон» также относится к периоду увлечения дизайнера лаковой мебелью. В 2009 году на аукционе Christie’s продавали коллекцию Ив Сен-Лорана и Пьера Берже. Самый дорогой лот – кресло “Dragons” в буквальном смысле ручной работы Эйлин Грей. Кресло ушло за 28 миллионов долларов – это самая большая цена за предмет мебели XX века. Наверное, Эйлин бы только усмехнулась, если дожила до этого момента. Она совсем не была тщеславна и творила не ради продаж и коммерческого успеха, а ради искусства.
Dragons chair, 1917 - 1919
Во время первой мировой войны Эйлин жила в Лондоне, а вернувшись в Париж, ее ждал крупный заказ на оформление квартиры мадам Матье Леви, которая хотела увидеть новый и оригинальный дизайн. С 1917 года и на протяжении следующих четырех лет Эйлин буквально заново создавала пространство в этой квартире. В 1918 году для квартиры мадам Леви она выпускает кресло Bibendum с каркасом из металлических трубок и мягкой спинкой в виде валиков. Стоит отметить, что Ле Корбюзье покажет первую мебель из металлических трубок только 10 лет спустя. Интерьер был продуман до мелочей: дизайн стен, ковры, мебель, светильники, - всё было радикальным и экстравагантным. В дальнейшем об этой квартире писали многие уважаемые издания, а сама хозяйка мадам Матье Леви позировала в ней для модных журналов.
Bibendum chair
Квартира мадам Матье Леви
В 1922 году Эйлин Грей открывает шоу-рум Galerie Jean Désert, где она продавала свою мебель, ковры и предметы декора. О ней начали писать, в том числе и румынский эссеист и архитектор Жан Бадовичи, который впоследствии стал её любовником. Он был моложе Эйлин на 15 лет и вращался в нужной мужской «тусовке», где женщине места не находилось, пусть и такой талантливой, как Грей. Эйлин решила пойти ва-банк и самостоятельно построить дом на Лазурном побережье. Она купила участок земли и пригласила двух рабочих, с которыми на протяжении трёх лет строила дом. Эйлин впервые столкнулась с такой сложной задачей, но достойно справилась с ней в одиночестве. По словам тех же рабочих, Бадовичи не принимал участия в стройке. В 1929 году вила E1027 была закончена. В названии виллы спрятаны зашифрованные инициалы влюблённых: E – Eileen, 10 – десятая буква английского алфавита J, Jean, Жан, 2 – вторая буква B, Badovici, Бадовичи, 7 – G, Gray, Грей.
Вилла E1027
Дом был построен из несвойственного для того времени железобетона и со стороны походил на лайнер – образец модернистской этики. Вся мебель в доме была создана, конечно, Эйлин и продумана до мелочей. Взять, к примеру, кофейный столик E 1027, с регулируемой высотой столешницы, или кресло для отдыха Transat chair. Все эти предметы были неотделимы как друг от друга, так и в целом от дома.
Столик E1027
Transat chair
Вилла E1027
Дом, участок и всё, что было внутри, Эйлин подарила Жану Бадовичи. Она хотела построить «любовное гнездышко» для двоих, но вместо этого Бадовичи часто устраивал званые вечера с коллегами по цеху, чего Грей не переносила. Она запиралась в комнате и ни с кем не общалась. Частым гостем их дома был Ле Корбюзье. Он жутко завидовал тому, что не он построил E1027, и постепенно начал застраивать своими домами землю вокруг виллы.
Ле Корбюзье, его супруга Ивонна и Жан Бадовичи
В 1930-х гг. отношения Грэй с Бадовичи распались, она собрала чемодан с личными вещами, прихватила столик E 1027 и снова стала жить одна в своей парижской квартире. В 1938 Ле Корбюзье расписал цветными красками восемь стен виллы E1027. Этого Грэй не простила ни Бадовичи, ни Корбюзье: для неё это был акт вандализма.
Рисунок Ле Корбюзье на стене виллы E1027
Эйлин Грей не умела общаться с целью какой-то выгоды, не хотела налаживать связи с кем-то «нужным», она просто продолжала работать, делая вещи, как правило, всего лишь в паре экземпляров. В 1973 году Aram Zeev, основатель мебельного магазина Aram Store в Лондоне, обратился к Грей с предложением массово производить ее предметы. Они тесно сотрудничали, а Эйлин контролировала все этапы производства. По сей день выпуском мебели по дизайну Эйлин Грей занимается британская фирма Aram Designs Ltd.
Эйлин Грей прожила до 98 лет и пережила «тех самых» мужчин, которые не понимали, не принимали её и, в конце концов, просто ей завидовали: Бадовичи умер в 1956 году, Ле Корбюзье погиб в 1965 году – утонул напротив виллы E1027.
Эйлин Грей в своей Парижской квартире