Акилле Кастильони: фантазёр с юмором
12 мая 2017







Акилле Кастильони (Achille Castiglioni), младший из трёх сыновей знаменитого итальянского архитектора Джанинно Кастильони, родился в 1918 году в Милане. Пойдя по стопам отца, в 1944 году окончил Миланский политехнический университет, в котором изучал архитектуру. Свой творческий путь Акилле начал сразу же после окончания университета, основав со своим средним братом Пьером Джакомо собственную студию промышленного дизайна. Работа тандема была плодотворной, но окончилась в 1968 году в связи со скоропостижной смертью Пьера Джакомо. Работая в паре, они успели создать большое количество предметов мебели и аксессуаров, а также основали в 1954 году премию «Compasso d’Oro» или «Золотой циркуль» (одна из старейших и наиболее престижных наград в сфере международного дизайна по сей день) и «ADI», Ассоциацию промышленного дизайна в 1956 году.

Акилле Кастильони рассматривал мир как полноценный каталог объектов, которые служили дизайнеру главным источником вдохновения. В 1954 году братья представили табурет Mezzadro на X Триеннале в Милане. Сам Кастильони относил этот объект к категории ready-made, в основе которой были предметы ежедневного обихода. Дизайнеры лишь дорабатывали и переосмысливали элементы в новом контексте. Основная смысловая нагрузка Mezzadro – яркое сиденье из окрашенной листовой стали, которое было взято из тракторной кабины. Остальные детали предмета также можно распознать: металлическая изогнутая ножка является отсылкой к амортизатору трактора, а деревянное основание напоминает его ступеньку. Все эти предметы пусть даже в относительной степени нам знакомы, но пытливый взгляд дизайнера применил их в совершенно иной комбинации.


Mezzadro

Следующий предмет, который Акилле сделал вместе со своим братом Пьером Джакомо, был табурет «Sella» (табурет-седло). Импульсом для создания табурета было поведение человека во время разговора по телефону: в 50-е гг. большинство стационарных телефонов висели на стене, а говорящий был вынужден стоять, переминаясь с ноги на ногу. Сам Акилле говорил: «Разговаривая, я хожу вокруг аппарата с трубкой, в то же время я хочу присесть, но не совсем до конца». Удивительно, но для достижения этой цели идеально подошло сидение велосипеда, поставленное на чугунное основание полусферу. Табурет-седло выглядел настолько необычно и революционно для своего времени, что фабрика Zanotta начала его производить только в 1983 году.

Sella

У кого-то истина рождается в споре, у Акилле Кастильони истина рождалась в наблюдении. Его девизом в работе была очень простая фраза: «дизайнер должен наблюдать». Наблюдая за привычкой детей садиться на стул и ставить подушку под колени, он придумал кресло «Primate».

Primate chair

Помимо ready-made объектов у Кастильони была еще одна классификация: redesigned objects. Сюда также входят предметы из повседневного обихода, но они не разбираются на отдельные составляющие как «ready-made», а подвергаются редизайну полностью. Например, столик Basello и его в последующем увеличенная версия Basellone. Этот предмет представляет собой L-образный элемент, который вращается вокруг модуля в виде перевернутой буквы U. Таким образом, маленький журнальный столик обзавелся дополнительной поверхностью, а его большая копия – компактной скамейкой, когда необходимо присесть к столешнице.

Basello table

Стеллаж «Joy» построен на схожем принципе вращения поверхностей в одной плоскости. В основе стеллажа «Радость» - столик «Basello» и семь L-образных полок. Благодаря движению поверхностей вокруг вертикальной опоры, стеллаж подстраивается под окружающее пространство. Его можно поставить и в угол, и в качестве межкомнатной перегородки.

Joy shelf


Кофейный столик «Cumano» также можно отнести к предметам редизайна Кастильони. Столик для кафе под открытым небом был придуман еще в XIX веке. Но Акилле привел в движение его третью ножку, что позволило объемный предмет сделать плоским.


Cumano table

Кресло «Sanluca» прекрасно сочетает в себе оригинальный дизайн и функциональность. При создании кресла братья Кастильони отвергли классическую эргономику кресла, оставив только строгую структуру для обеспечения максимальной поддержки корпуса с тремя точками опоры. Сиденье, спинка и подголовник визуально и структурно разделены, а затем собраны вместе с помощью винтов. Удобство достигается также и за счет использования наполнителя разной степени плотности. За свою долгую историю существования «Sanluca» пережило множество переизданий: выпуском в разное время занимались фабрики Gavina, Knoll, Bernini и Poltrona Frau, которая и производит предмет в настоящее время.


Sanluca chair

Отдельная глава творчества Акилло Кастильони – сотрудничество с фабрикой светильников Flos. Самый узнаваемый и самый подделываемый светильник дизайнера для Flos Lighting – торшер с основанием из белого каррарского мрамора Arco Lamp, так похожий на силуэт уличного фонаря. Эту лампу бесперебойно выпускает Flos с 1962 года.


Arco lamp

В созданных Кастильони объектах удивительно удачно соединились их функциональность, органичность и оригинальный дизайн. Прежде всего, дизайнер исходил из потребительских качеств предмета, считая, что: «Человек, создающий изделие, значит гораздо меньше, чем та польза, которую оно принесет. Главное, чтобы оно было нужно людям и получилось доступным всем». Никогда не забывая про «полезность» изделия, своими функционально ясными, но в то же время шутливыми объектами, Кастильоне показал, что форма и функциональность, хотя и являются главными составляющими успешного проекта, не могут являться единственными интересами дизайнера. Кастильони считал, что «задача дизайнера в том, чтобы вызывать любопытство, доставлять радость и будоражить чувства».