О mid-century modern
16 марта 2020







Mid-century modern или модерн середины века – направление искусства XX века, выраженное в дизайне и архитектуре. В 1983 году американская журналистка Кара Гринберг впервые ввела в обиход термин «mid-century modern» в своей книге «Mid-century modern: Furniture of the 1950s». Это термин объединил творчество дизайнеров и архитекторов с 1940-х по 1960-е гг. Мастеров того времени во многом объединяла общая гуманистическая философия упрощения и улучшения условий жизни людей. Стоит отметить, что mid-century modern стал первым стилем, отвечающим на социальный запрос доступного дизайна.

Прародителем mid-century modern можно считать стиль Bauhaus, который в прошлом году отметил 100-летие. Ведь именно со школы Bauhaus начались глобальные изменения в архитектуре и дизайне. Архитекторы и художники того времени больше не могли мириться с классическими канонами, они видели будущее в новых формах и материалах и были готовы преломить многовековую традицию. Как должна выглядеть архитектура в эпоху стремительной индустриализации и технологического прогресса? Преподаватели и студенты школы Баухаус нашли ответ в простоте и функционализме. Они считали, что декоративные элементы на здании скрывают инженерные решения и выразительность формы. Художники и архитекторы баухауса верили, что новое искусство поможет воспитать новую личность и построить светлое будущее для всех. Промышленный дизайн начала XX века также не остался в стороне от архитектурных изменений. Мебель в стиле Баухаус стала абсолютным новаторством. Чтобы это понять, стоит взглянуть на кресло «Wassily» (посвященное Василию Кандинскому, который преподавал в школе Баухаус) 23-летнего преподавателя Марселя Бройера, кресло «Barcelona» дизайнера Мис ван дер Роэ, «Красно-синий стул» Геррита Ритвельда и, конечно, творчество Ле Корбюзье. Основатель школы Баухаус Вальтер Гропиус сказал, что «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым». Последователи Баухаус генерировали идеи для зарождавшейся промышленности. Под девизом «Для народа против роскоши» художники Баухаус стремились ввести в обиход недорогую, но многофункциональную мебель.


Таким образом, стиль mid-centurymodern естественным образом стал продолжением школы Bauhaus. Оба стиля ставят во главу угла функционализм, удобство и доступность. С той лишь разницей, что mid-centurymodernвсе-таки отличает стремление в большей степени к уюту и комфорту. На это повлияла первая половина XXвека с её мировыми войнами, потерями и переселениями. Во многих странах на правительственном уровне перед промышленными дизайнерами была поставлена задача: дать людям доступную мебель, которая позволит им чувствоваться себя дома в комфорте и безопасности.

Мебель Mid-century modern

На наш взгляд, дизайн середины XX века стоит разделить на 4 направления, точнее 4 локации, а именно Скандинавия, Великобритания, Италия и США. Именно в этих местах промышленный дизайн достиг наибольшего развития. Но обо всем по порядку.

Скандинавия

Скандинавский дизайн – это конструктивное движение, характеризующееся простотой, минимализмом и функциональностью, появившимся в начале 20-го века и процветающим в 1950-х годах, в пяти северных странах Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции. Творчество скандинавских дизайнеров привело к формированию так называемого модернизма «с человеческим лицом», главной целью которого стали комфортные и удобные условия для жизни человека. В качестве материалов использовались как ценные породы тика (Gunni Omann sideboard) и палисандра (Kai Lyngfelt Larsen chairs), так и новаторские материалы в виде пластика (Panton Chair by Verner Panton) и гнутой фанеры (Ant chair by Arne Jacobsen).


Скандинавские дизайнеры стали известны на весь мир: их мебель экспортировалась в Европу и США, их традиции и любовь к окружающему миру (именно в природных формах дизайнеры искали вдохновение) старались перенять и другие.

Великобритания

Во время второй мировой войны Британия испытывала нехватку древесины, и правительство было вынуждено ввести строгий контроль над «ненужными» отраслями, например, производство мебели. В 1942 году был создан консультативный комитет по «Utility furniture» - практичной мебели. Они следили, чтобы дефицитные ресурсы (древесина) были использованы разумным образом. «Utility furniture» подчинялась канонам английского движения «Arts and Crafts» (родоначальник стиля модерн): отдавалось предпочтение лаконичным формам и отсутствию орнаментов.

Большое влияние на промышленный дизайн Англии оказывал скандинавский дизайн. Многие мебельные фабрики, например, G Plan, «выписывали» из Дании дизайнеров для создания мебельной коллекции (Ib Kofod Larsen для G Plan).

Английская мебель отличалась от датской: была во многом проще, понятнее и доступнее обычным людям. Англичане часто выпускали целые мебельные гарнитуры: для спальни, для столовой, для гостиной и кабинета. Можно было купить как гарнитур целиком, так и предметы по отдельности.

Италия

Итальянский mid-century modern – это настоящий праздник, так как итальянцы большие поклонники латуни и муранского стекла. Итальянская мягкая мебель часто стоит на тонких латунных ножках (например, знаменитое кресло Леди дизайнера Марко Занусо). А столы и стулья могут быть оформлены латунным каркасом. В сочетании с яркой обивкой предметы смотрятся изящно и нарядно.

Отдельное направление в итальянском промышленном дизайне – светильники из муранского стекла старейших фабрик Mazzega, Stilnovo и Venini. Эти предметы по праву можно считать произведением искусства, так как это полностью ручная работа. В итальянских светильниках прослеживаются идеи биоморфного дизайна – природные формы в виде грибов, спиралей, трубочек, окружностей и других линий, которые напоминают нам живые организмы.

США

Отправной точкой mid-century modern в США можно назвать Академию искусств Кренбрук. Обучение проходило в форме мастер-классов, ректором академии был знаменитый финский архитектор Элиэль Сааринен, одним из приглашенных профессоров — Вальтер Гроппиус. В те годы Кренбрук был средоточием талантов и творческой лабораторией для архитекторов, скульпторов, художников и ювелиров, как в свое время школа Баухаус. Именно здесь Чарльз Имз знакомится с сыном Элиэля Сааринена Ээро, с Гарри Бертойей, с будущим архитектором-модернистом и градостроителем Эдмундом Бэконом, с основателями бренда Knoll Флоренс и Хансом Кнолл, а также с Бернис Александрой Кайзер, которая позже станет известна как Рэй Имз.

Пара Чарльз и Рэй Имз разработали уникальные предметы мебели из гнутой фанеры, Гарри Бертойя экспериментировал с металлом и создал стулья, похожие на драгоценные камни, Ээро Сааринен тесно сотрудничал с компанией Knoll и создал для них знаменитые кресла «Grasshopper» и «Womb».

Стилистика mid-century modern

Mid-century modern это, конечно, не только предметы мебели, это совокупность и внешнего, и внутреннего убранства дома. Дома эпохи mid-century стирают грань между интерьером и экстерьером. Большие окна в пол, открытые планировки, разрушающие замкнутые системы комнат-коробок, были призваны воспитать открытость и в людях.

Большое внимание уделялось бумажным обоям, которые предусматривали простоту монтажа и низкую цену, но при этом имели высокие декоративные качества. Интерьеры середины века трудно представить без акцентных обоев, на фоне которых авангардные пластиковые светильники и мебель из гнутой фанеры смотрелись еще эффектнее. Принты того времени очень яркие и контрастные: это либо геометрический рисунок, либо растительные мотивы, либо ироничные стилизации, созданные под влиянием поп-арта. Те же мотивы — в дизайне ковров и в рисунках интерьерных тканей.

Помимо обоев и тканей с растительными мотивами, в интерьерах нередко делали акцент на крупные комнатные растения. Пальмы и монстеры, фикусы и кактусы в городских апартаментах стали той природной составляющей, без которой дизайнеры mid-century просто не представляли интерьера.

Комфорт и удобство человека ставились во главу угла. Жесткие прямолинейные формы раннего модернизма сменились мягкими и криволинейными объемами, близкими к органическим. Большинству предметов того времени присуща известная легкость и изящество. В моду вошли скандинавская простота и органичность. Многие из наиболее значимых произведений предметного дизайна XX века были созданы именно в mid-century.