Экспериментатор Вернер Пантон
5 мая 2017








Никто не мог и предположить, что Вернер Пантон станет дизайнером. Он родился в 1926 году в маленькой датской деревушке Гантофт, где его родители держали гостиницу. Он мечтал стать художником, но особенного таланта к живописи не обнаружил. Несмотря на это, в 1944 году Пантон выиграл место в техническом колледже в городе Оденс.

Еще будучи студентом, Пантон женится на Тове Кемп, приемной дочери своего преподавателя Пола Хеннингсена, датского архитектора и дизайнера. Именно Хеннингсен отточил вкус Вернера к безупречной эстетике и чистоте линий. Брак с Тове продлился недолго, а добрые отношения с его учителем-наставником – долгие годы.

Вторым важным в жизни Пантона учителем был Арне Якобсен, у которого он проработал в мастерской с 1950 по 1952 год. Помимо прочего, Пантон поучаствовал в создании знаменитого стула Якобсена «Ant» (стул-муравей). Это был первый в истории стул, сиденье и спинка которого были выполнены из единого куска формованной многослойной фанеры. Безусловно, работа у Якобсена привила Пантону любовь к новым материалам и цельным формам. Несмотря на некоторые расхождения взглядов с Арне Якобсеном, Вернер особенно ценил в нём «способность сомневаться и никогда не сдаваться».

На протяжении трёх последующих лет, поддавшись эпохе битников, Вернер Пантон путешествует по Европе в экстравагантном фургоне Volkswagen в поиске фабрик и дизайнеров, переоборудовав транспортное средство в мобильную студию. Такой способ передвижения давал дизайнеру возможность сразу же фиксировать посетившие его в пути идеи в наброски и чертежи.

В 1955 году Фриц Хансен (Fritz Hansen), основатель одноименной фабрики мебели, запускает в производство первые серийные образцы мебели Вернера Пантона – стулья «Tivoli chair» и «Bachelor chair».


Tivoli chair


Bachelor chair

Самым первым масштабным проектом для Вернера стал дизайн интерьера отеля Kom-igen Inn, принадлежавшего его отцу. Для создания теплой атмосферы гостеприимства Пантон использовал пять оттенков красного цвета. Именно для этого интерьера дизайнер создал первый вариант знаменитого стула «Cone», который также был выполнен в красном цвете. Стул «Конус» оправдывает свое название: скрученный в конус металлический лист острым концом крепится на крестообразной основе. Датский предприниматель Перси фон Халлинг-Кох увидел этот стул на открытии отеля и предложил Вернеру его производство. Стул «Cone» даже спровоцировал волнения в Нью-Йорке: полиция попросила убрать его с витрины магазина, так как толпы людей собирались на улице и смотрели на него, мешая движению.


Cone chair

Впоследствии дизайнер разработал еще несколько вариантов этого стула, то заменяя конус на пирамиду, то выполняя его из проволоки. Но наибольшую популярность получила модель «Cone-heart» - стул-сердце с фигурной спинкой.


Cone-heart chair

Вернер Пантон долгие годы искал фабрику, которая бы согласилась производить ставшее впоследствии знаменитым Panton chair или кресло-язык. Такую фабрику он нашел не в родной Дании, а в Швейцарии. Это была знаменитая мебельная компания Vitra, которая на тот момент имела лицензию на продажу продукции американской компании Herman Miller. В 1963 году Вернер переезжает в Базель месте со своей второй супругой Марианной, чтобы работать вместе с технологами мебельной фабрики. Только в 1967 году Vitra смогла представить Panton chair, первый стул, согнутый по принципу нависающей балки из единого листа пластика. А в начале 70-х появился способ изготавливать его так, чтобы стул был достаточно прочен и не слишком дорог.


Panton chair

Пока шла работа над стулом «Пантон», Вернер спроектировал парящий стул «Flying» и знаменитую лампу из перламутровых элементов рекушек «Shell», эти предметы производят фурор на мебельной выставке в Кёльне.


Flying chair


Fun 1 DM Shell Lamp

Пантон с большим презрением относился ко всему привычному. Интерьер со стандартным набором мебели для него был воплощением насилия над свободой и фантазией человека. Он говорил: “Ненавижу, когда я захожу в гостиную и вижу диван, журнальный столик и два кресла, и понимаю, что вот здесь я буду находиться весь вечер. Я делаю мебель, которую можно поднимать и опускать, чтобы смотреть на вещи под разным углом”.

Определенным выражением этой мысли стала знаменитая инсталляция Visiona II, взорвавшая Кёльнский мебельный салон 1970 года.

Visiona II

Несмотря на то, что в 70-е гг. Вернер Пантон часто награждался престижными премиями, популярность его шла на спад. В период после войны с Вьетнамом его яркие футуристические работы выглядели не совсем уместно. Эта ситуация резко изменилась в середине 1990-х годов, когда о Пантоне снова стали вспоминать.

Дизайнер-график Питер Сэвилл выбрал лампу Shell Вернера Пантона 1964 года для столовой модной квартиры в лондонском Мэйфере. Съемка этой квартиры обошла всю интерьерную прессу. В 1995 году британский Vogue поместил на обложку обнаженную Кейт Мосс в кресле Panton. Начался перевыпуск предметов, спроектированных дизайнером в 1960-е годы. Сам Пантон давал интервью и готовил к открытию собственную выставку «Вернер Пантон: Свет и цвет». До вернисажа он не дожил 12 дней. Вернер Пантон умер 5 сентября 1998 года.

Все его творчество было своеобразной игрой с цветом, материалами и формами. Он часто любил повторять, что «сидеть на стуле должно быть также забавно и интересно, как играть…»