Экспрессия Пьера Полена
29 сентября 2017








Французский дизайнер Пьер Полен (Pierre Paulin) родился в 1927 году в семье французского дантиста. Он провел свое детство в городе Лаон, небольшом рабочем городке на севере Франции, где карьерные возможности ограничивались либо военным гарнизоном, либо работой на железнодорожных заводах. Но юному Пьеру очень повезло с окружением, точнее, c близкими родственниками – дядей Жоржем Поленом и двоюродным дедушкой Фредом Бальтазаром Столлом. Жорж Полен был настоящим денди, который отказался от карьеры зубного техника в пользу своей главной страсти – дизайна машин. Он разработал систему складной крыши Eclipse, а с 1930 года уже работал с такими «гигантами» автомобильного рынка, как Peugeot, Bentley и Rolls Royce. Жорж вдохновлял своего племянника, показывая на своем опыте, как важно реализовать себя. Двоюродный дедушка Пьера Полена, Фред Бальтазар Столл, был скульптором и учеником Родена. Работы дедушки «пробуждали» воображение Пьера и прививали любовь к искусству.

После окончания войны Пьер отправился в Париж и поступил в школу декоративно-прикладного искусства Камондо. В школе он отвергал учение по классическим канонам и критиковал отсутствие идей среди учителей. Это ему не помешало быть замеченным своим преподавателем Максимом Олдом, уже известным в то время дизайнером мебели и декоратором. Именно он посоветовал Пьеру присоединиться к мастерской Марселя Гаскойна, одного из главных французских дизайнеров послевоенного времени. Там Полен осознал важность промышленного дизайна и приобрел любовь к скандинавскому дизайну. Чуть позже Пьер Полен стал работать в отделе декорирования Galeries Lafayette, где директор отдела Женевьева Пон познакомила его с творчеством американских дизайнеров, в частности, Чарльза и Рей Имз, работами которых он восхищался больше всего.

В начале 50-х гг. знаменитая французская фабрика Thonet (фабрика по изготовлению венских стульев «Тонет») пригласила к сотрудничеству Пьера Полена. В 1954 году он выпускает минималистичный письменныйстол CM 141 с черным стальным каркасом, меламиновой столешницей (синтетический материал, который также называют искусственным шпоном) и отдельным блоком с двумя ящиками из шпона ясеня.

CM 141 desk for Thonet-France

В конце 50-х гг. произошло, наверное, главное событие в творческой жизни Полена: Kho Liang Ie, креативный директор голландской мебельной фабрики Artifort, пригласил Пьера в свою команду разработчиков современной мебели. Artifort предложили дизайнеру настоящее игровое поле, ни в чем его не ограничивали и с большим уважением и интересом относились к экспериментам с новыми материалами: пенополиуританом и эластичным трикотажем.Именно предметы, созданные для Artifort, принесли Полену всемирную известность.

Кресло Orange Slice или «Апельсиновая долька» выпущено Artifort в 1960 году. Модель кресла состоит из двух абсолютно одинаковых деталей, образующих спинку и сиденье. Почти незаметные хромированные ножки делают кресло будто парящим над полом.

Orange Slice Chair and Orange Slice Table for Artifort

Oyster chair или «кресло-устрица» с таким же невесомым металлическим каркасом и уютным сидением.


Oyster Chair for Artifort

В 1965 году Пьер Полен разработал изысканную серию кресел Tulip. Кресла-тюльпаны выпускались в различных вариациях: они отличались типом основания и размерами.


Tulip Chairs for Artifort

Ribbon chair или кресло-лента Пьер Полен создал в 1966 году, а уже два года спустя получил за свое творение награду Chicago Design. Действительно, форма этого кресла была чем-то абсолютно новым, но, тем не менее, совершенным за счет плавной гибкости линий.


Ribbon chair and Ottoman for Artifort

Экспрессивное Tongue Chair или кресло-язык сделано из трубчатого каркаса с мягким наполнителем, обтянутого эластичной тканью. У этого кресла нет ножек как таковых, его низкая посадка позволяет принять непринужденную позу и максимально расслабиться.


Tongue Chair for Artifort

В 1967 году Пьер Полен познакомился с администрацией Mobilier National, французским учреждением, занимающимся государственным мебельным производством. Так, Пьер Полен начал проектировать мебель для музея Лувра и других государственных учреждений Франции. Пьер Полен является единственным дизайнером, который работал с Mobilier National в течение 40 лет.

Мягкую скамейку Dos à Dos Пьер Полен спроектировал для посетителей Лувра в 1968 году. В этом предмете мебели, как и во всех остальных, проглядывается лёгкость каждой линии. Нет ничего лишнего, кажется, что эту скамейку можно нарисовать одним взмахом кисти, но не всё так просто.


Dos à Dos Chair for Mobilier National

Начав сотрудничество с Mobilier National, Пьер Полен познакомился с четой Помпиду, для которых он создал интерьер и эксклюзивные предметы мебели для их президентских апартаментов в Елисейском дворце.


Élysée Bookcase and Élysée Chairs for Elysée Palace


Pumpkin Chair and Pumpkin Sofa for Elysée Palace

В 1967 году Пьер Полен придумал диван, состоящий из мягких модулей, которые можно было трансформировать под необходимое пространство. Эта конструкция играла сразу несколько ролей за счет своей гибкости: диван мог с легкостью превратиться в кровать или несколько лаунж-кресел. В 1970 году Osaka Sofa был продемонстрирован на всемирной выставке в Осаке, как главный предмет дизайна мебели от Франции. В данный момент диван «Осака» выпускает итальянская фабрика laCividina.


Монтаж Osaka Sofa

Пьер Полен считал, что «жесткая архитектура негостеприимна». Действительно, все его произведения отличались плавностью линий и мягкостью форм. В стремлении сделать совершенный предмет мебели, он обращался к новым материалам и технологиям. Ничто не могло встать на пути перед задумкой мастера. К сожалению, некоторые предметы Полена попали в забвение на время: какая-то мебель опережала XX век, а иногда финансовые трудности мешали начать серийное производство. Несмотря на это, Пьер Полен продолжал работать вплоть до своей кончины в 2009 году. К его 80-летнему юбилею, в 2007 году, производитель мебели Artifort,с которым он сотрудничал несколько десятилетий, выпустила знаменитые кресла и диваны в обивке из ткани Momentum 1965 г. текстильного дизайнера Джека Ларсена. В следующем году французская мебельная фабрика Ligne Roset выпустила серию пуфов и кресел Pumpkin, созданную по образцам предметов, которые Пьер Полен проектировал для Елисейского дворца. В 2009 году серия мягкой мебели Pumpkin получила премию в области дизайна Red Dot. А буквально 2 года назад Louis Vuitton показал ранее неизданную коллекцию модульной мебели, созданную Пьером Поленом в 1972 году для американской фабрики Herman Miller, но так и не увидевшую свет из-за нефтяного кризиса 1973 году. Выставка называлась «Playing with shapes» или «Играя формами» и представлена на Design Miami. Все предметы были созданы в единственном экземпляре и сразу же раскуплены коллекционерами и ценителями творчества Пьера Полена.

Вдова Полена Майя и их сын Бенджамин организовали фонд Paulin, Paulin, Paulin. Они выпускают культовые предметы мебели ограниченным тиражом для коллекционеров и являются хранителями творческого наследия Пьера Полена.