Ле Корбюзье
October 27, 2017







Шарль-Эдуар Жаннере-Гри или, как он сам себя назвал в 1920-е гг. Ле Корбюзье, - один из наиболее значимых архитекторов XX века, родоначальник архитектурного модернизма и функционализма.

Ле Корбюзье родился 6 октября 1887 года в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон в семье часовщика-эмальера. Уже в 13 лет он поступает в Школу искусств, базирующуюся на идеях движения «Искусства и ремесла». «Arts and Crafts» - английское художественное движение викторианской эпохи, участники которого стремились сблизить искусство и ремесло. Обучаясь в школе, Ле Корбюзье начал заниматься ювелирным делом, создавая эмали и гравировки на крышках часов.

Свой первый архитектурный проект он получил, едва достигнув совершеннолетия. На заработанные деньги Ле Корбюзье отправился в путешествии по Италии и Австро-Венгрии. В Вене его заметил популярный в то время архитектор Йозеф Хофман, который предложил молодому архитектору поработать у него в мастерской, но Ле Корбюзье отказался, считая, что стиль модерн устарел и не отвечает задачам современности.

Уже в 1914 году Ле Корбюзье открыл собственную мастерскую в родном городе Ла-Шо-де-Фон, где он также преподавал в Школе искусств. В родном городе он спроектировал несколько частных вилл, в том числе, и для своей семьи. В 1917 году Ле Корбюзье уезжает из Швейцарии, чтобы обосноваться в Париже.

В Париже Корбюзье общается с французским художником Амеде Озанфаном, который познакомил его с современной живописью в лице Пабло Пикассо, Хуана Гриса и Жака Липшица. Новые знакомства побудили Корбюзье всерьез заняться живописью. Вместе с Озанфаном они выпустили философско-художественный журнал «L’esprit nouveau» - «Новый дух». Архитектурную рубрику в нем вел сам архитектор. Именно тогда он впервые стал подписываться псевдонимом Ле Корбюзье. В журнале «Эспри нуво» впервые публикуются «Пять отправных точек современной архитектуры» - своеобразный свод правил новейшей архитектуры от Корбюзье.

Карьера Ле Корбюзье как архитектора развивалась стремительно благодаря его новаторским взглядам и идеям, которые были действительно необходимы миру, уставшему от изысков ар-нуво. Проектируя здания в концепции архитектуры нового времени, Ле Корбюзье также оставил след в дизайне мебели. Все предметы мебели, что он создал, стали культовыми.

Комод LC Casiers Standard спроектирован Ле Корбюзье и его двоюродным братом Пьером Жаннере в 1925 году. Этот предмет мебели – своеобразный конструктор: модули варьируются в нескольких размерах, соответственно, возможны различные конфигурации комода. Греденция Корбюзье может быть абсолютно открытой, либо закрытой частично дверцами или роль ставнями. Удивительно, но кажущийся столь современным для нас дизайн был сделан почти 100 лет назад.

LC Casiers Standard

Стул LC1 Sling был спроектирован в 1928 году совместно с архитектором Шарлоттой Перриан. Каркас выполнен из стальных трубок, сиденье и спинка обтянуты натуральной кожей. Подвижная спинка позволяет принять наиболее удобное положение для сидящего. Подлокотники представляют собой две кожаные ленты, свободно вращающиеся между двумя металлическими ножками.


LC1 Sling Chair

Шезлонг LC4 Chaise Lounge или, как его окрестили в дальнейшем, «Relaxing machine» - был спроектирован также вместе с Шарлоттой Перриан в 1928 году. Изогнутая часть из стали лежит на металлической опоре темного цвета. Положение сиденья шезлонга можно регулировать. Идеальный вариант кушетки для отдыха.



LC4 Chaise Lounge

Стул LC7 Swivel с металлическим каркасом на четырех ногах и мягкой спинкой в форме полукруга было представлено в 1929 году Salon d' Automne в Париже.


LC7 Swivel Chair

Кресло LC2 , созданное в 1927 году, было новаторским за счет каркаса из металлических трубок, который был вынесен наружу, а не прятался внутри как это было ранее. Кожаные подушки внутри металлического каркаса ничем не закреплены. Изначально кресло выполняли только из кожи черного цвета. Сейчас компания Cassina выпускает LC2 Chair в различных цветах. По такому же принципу был спроектирован диван LC3 Sofa.


LC2 Chair, LC3 Sofa

В 1931 году Ле Корбюзье спроектировал кресло LC13 Wagon Fumoir специально для курящих вагонов французских поездов.


LC13 Wagon Fumoir Chair

Рабочий стол LC16 спроектировал Ле Корбюзье в 1957 году для детских комнат. Система состоит из модульных единиц: выдвижная столешница и небольшой стеллаж для хранения книг. В качестве стула к этому столику дизайнер сделал табурет LC14, напоминающий обычный деревянный ящик.


LC16 Table, LC14 Tabouret

В 1957 году Ле Корбюзье спроектировал вешалку LC17 для собственной летней резиденции. Выполнена она из массива дуба с крючками красного, зеленого, черного, белого и голубого цвета.


LC17

Необходимо отметить, что официальным производителем всех предметов мебели, созданных Ле Корбюзье, является итальянская фабрика Cassina.

«Я предпочитаю не говорить, а рисовать. Это быстрее и оставляет меньше места для лжи». Ле Корбюзье был больше, чем архитектор, и сфера его деятельности выходила за границы традиционного восприятия профессии. Всю жизнь он изобретал, путешествовал, разрабатывал новые проекты, писал картины и в целом «дышал» творчеством. Он дал более 30 определений слову «архитектура», среди которых можно встретить популярное «архитектура – машина для жилья», а также малоизвестное «архитектура – феномен пластического переживания». Его друг Андре Вогенски так описал характер великого маэстро: «Точный, прямолинейный, но противоречивый. Может быть, особенность гениальных людей – это примирять непримиримое в них самих и в их произведениях. Характер Ле Корбюзье – это объединение противоречий». И, глядя на работы творца, мы находим этим словам подтверждение: сочетание точной дисциплины и природного хаоса,выверенной геометрии и свободных форм.