Илмари Тапиоваара
May 26, 2017







Дизайнер Илмари Тапиоваара стал связующим звеном между старшим поколением финских дизайнеров, традициями легендарного родоначальника финского дизайна Алвара Аалто и следующим поколением 50-60-х гг.

Илмари Тапиоваара родился в семье мебельщика, у которого было собственное небольшое производство, где изготавливали мебель из гнутой паром фанеры и древесины. Проведя детство в мастерской отца, в 1933 году Илмари поступил в Центральную школу художественного ремесла Хельсинки. Обучался он у Вернера Веста – ведущего дизайнера компании «Стокманн» и стажера фабрики Отто Корхонена, которая выпускала мебель по проектам Алвара Аальто. В 1937 году Илмари заканчивает свое обучение и отправляется на стажировку в Париж к Ле Корбюзье. Там он посещает Всемирную выставку и павильон Финляндии, о котором напишет восторженный отзыв в газету, особенно отмечая индустриальную мебель Алвара Аалто. В Париже он понимает, что низкая стоимость мебели, при условии ее массового производства, может стать основой для формирования лидирующей роли финского дизайна в мире.

В 1938 году Илмари возвращается из Франции и получает приглашение стать арт-директором компании «Аско» - крупнейшего производителя мебели в Финляндии. Именно там он встречает свою будущую супругу Аннике, также дизайнера, с которой у них сложился прекрасный творческий тандем. В 1939 году они представили на выставке результаты совместной работы, которые, хоть и имели большой успех, но так и не были запущены, так как «Аско» посчитала их слишком современными.

В 1941 году Тапиоваара стал директором небольшого деревообрабатывающего производства «Keravan Puuteollisuus». Изначально фабрика специализировалась на создании стандартизированных изделий для строительной отрасли, но Илмари постепенно переориентирует ее на выпуск современной мебели.

Во время войны Тапиоваара получает распределение на Олонецкие острова, где он проектировал новые типы бытовых сооружений без использования металлических крепежей, а также разрабатывал специальные технологии, в которых требовался минимум материала.

В послевоенный период стремление Илмари к индустриальному производству оказалось как нельзя кстати. Более того, массовое производство мебели имело перспективы экспорта. В 1947 году Тапиоваара устраивает выставку в Хельсинки под названием «Мебель на экспорт и технологии упаковки».

В то время Финляндия была мировым лидером по производству фанеры, а использование металла или даже текстиля было огромной роскошью для финской мебельной промышленности. К тому же, Тапиоваара был большим поклонником Американского мебельного дизайна, в особенности его вдохновляли работы Ээро Сааринена И Чарльза Имза, что во многом повлияло на его дальнейшие дизайнерские решения.

Именно тогда Тапиоваара создает многофункциональный стул Domus (Domus chair) – новаторский и экологичный продукт – поставлялся в разобранном виде и плоской упаковке. Благодаря трехмерной кривизне сиденья, стул был очень комфортным и быстро распространился по всем общественным заведениям Финляндии. Domus chair также стал первым экспортным предметом после войны. В 1951 году стул Domus получил приз на Чикагской выставке, что послужило толчком к продаже стульев в США миллионными копиями компанией Knoll Internationsl под названием «Finnchair».

Domus Chair

Международное признание позволило Тапиоваара с женой открыть собственную студию в Хельсинки в 1951 году. Успех Domus chair стал основой для новых версий. Например, «Domus lounge chair» c обтекаемой спинкой, выполненной из цельного листа фанеры. Все модели «Domus» производились компанией «Artek» (Артек).


Domus Lounge Chair

В 1951 году Тапиоваара создает стул «Lukki» - «Паук». Lukki chair имел основу из тонких металлических трубок, а в дальнейшем серия дополнилась табуретом и полу-креслом.


Lukki Chair

После успешного выхода на американский рынок в 1952 году Илмари Тапиоваара пригласили занять должность профессора в Институте технологии и дизайна в Иллинойсе. В середине 50-х, вернувшись из Америки, дизайнер создает серию деревянной мебели «Pirkka», состоящую из пяти элементов: культовый стул «Pirkka chair», табурет «Pirkka stool», барный стул «Pirkka bar stool», банкетка «Pirkka bench» и стол «Pirkka table». Все детали моделей выполнены из дерева и соединены особым образом.


Pirkka Series

Следующими знаковыми предметами в творчестве Илмари Тапиоваара можно назвать кресло Mademoiselle Lounge Chair и кресло-качалку Mademoiselle Rocking Chair.


Mademoiselle Lounge Chair


Mademoiselle Rocking Chair

До конца 1960-х годов Илмари Тапиоваара был одной из главных фигур в финском дизайне. Но с пришествием молодых дизайнеров, работающих с полимерными материалами, дизайн Тапиоваара стал расцениваться как устаревший и не отражавший перемен социума.

Возвращение имени Илмари Тапиоваара произошло уже в XXI веке, когда бум коллекционирования винтажной мебели заставил напомнить о былой известности дизайнера, и началось повторное производство предметов по его проектам. Главное достижение Илмари Тапиоваара – внедрение принципов индустриального дизайна, ставшего в дальнейшем международной нормой и вдохновением для многочисленных его последователей.