Много всего из одного человека
September 22, 2017







За свою долгую жизнь итальянский творец Джо Понти кем только не был: военный, дизайнер, архитектор, писатель, издатель, преподаватель. Кажется, что он прожил не одну, а сразу несколько жизней. С 1916 по 1918 гг. он воевал на первой мировой войне в ранге капитана, за что получил бронзовую медаль и итальянский военный крест. А уже в 1921 году окончил с отличием кафедру архитектуры в Миланском политехническом институте. Его первым местом работы после окончания учебы стала фабрика Richard Ginori, расположенная недалеко от Флоренции (с XVIII века на ней производят художественную керамику), где он занимал должность художественного руководителя. Возможно, первый профессиональный опыт повлиял на дальнейшую карьеру Понти. Дело в том, что Джо Понти никогда не рассматривал архитектуру только как возведение сооружений. Более того, он всегда задумывался о внутренней атмосфере здания, его интерьере, мебели и декоре. Благодаря этому стремлению, Понти стал, в том числе, и промышленным дизайнером, который создал множество легендарных предметов интерьера от мебели и света до столовых приборов и кофеварок.


Vase designed by Gio Ponti for Richard Ginori

Основная идея, которую Джо Понти транслировал через свое творчество – концепция «суперискусства» - объединение всех видов человеческой деятельности для создания совершенной окружающей среды обитания. Именно поэтому он так ценил и постоянно обращался к традициям ручного ремесленного производства. Его работы отличали техническая экономичность, эргономика и итальянская элегантность.

Одно из самых известных творений Джо Понти – стул Superleggera или, в переводе с итальянского, «суперлегкий». Настолько легкий, что в рекламной кампании стул Superleggera ребенок поднимал одним пальцем. Про этот стул Джо сказал: «Чем более минимальна форма, тем более выразительной она становится».


Superleggera Chair

В 1950-х гг. Джо Понти сотрудничал с итальянским художником Пьеро Форназетти. Они любили экспериментировать с формами и добавлять в предметы интерьера нотку безумства из оптических иллюзий и необычных цветов. Результат этого сотрудничества – необычные предметы мебели, которые поражают своей замысловатостью, но явно не оставляют равнодушными. Например, трюмо Architettura Trumeau, созданное в 1951 году: фасад украшен рисунками Форназетти, где каждая часть трюмо воплощает в себе элементы готики,ренессанса и неоклассики соответственно. Этот предмет мебели довольно сложный, с множеством потайных ящичков и дверей.


Architettura Trumeau

Для своего друга Паоло Венини, владельца одной из самых знаменитых итальянских фабрик света Venini, Джо Понти создал несколько люстр и настенных светильников в ярких цветах.

Chandelier and Bra designed by Gio Ponti for Venini

Зеркало Randaccio Джо Понти создал в 1925 году для собственного дома в Милане. Элегантное зеркало с элементом, похожим на корону, сейчас выпускает датская фабрика Gubi.

Randaccio Mirror

Буквально несколько лет назад итальянская компания Molteni, в сотрудничестве с сыном и вдовой Джо Понти, переиздали основные предметы мебели и интерьера, созданные дизайнером в период с 1935 по 1950 гг. Например, изящное кресло для отдыха D.153 armchair, функциональный книжный шкаф D.357 bookcase.

D.153 Armchair

D.357 Bookcase

«А вот новый широкий стул с узким складным сиденьем» - так написал в 1970 году Джо Понти, запуская в работу стул D.270, отличавшийся от всех остальных. Стул для разговоров, отдыха, чтения, он был легкий, компактный, мог использоваться как внутри дома, так и снаружи.


D.270

Может показаться, что в сутках Джо Понти было больше 24 часов. Помимо создания великих архитектурных сооружений (башня Pirelli, Музей искусств в Денвере, частные дома и виллы по всему миру), он был и остается просветителем в мире дизайна. В 1928 году он основал Domus -один из первых архитектурных журналов в мире, который публикуется по сей день. Понти был его главным редактором и идейным вдохновителем до своей смерти в 1979 году, за исключением периода с 1941 по 1947 гг., когда он возглавлял журнал Stile. Публикуя работы современников, Понти вывел итальянский дизайн на мировой уровень, чему и сам был верным доказательством. Его вспоминают как страстного человека не только до своей работы, но и до работы коллег. Он часто помогал дизайнерам, даже если видел, что их идеи бросают вызов собственным.

Джо Понти хотелось оставить после себя эксклюзивные предметы, хранящие память о высоком искусстве. После смерти его дочь Лиза Понти резюмировала карьеру отца: «Шестьдесят лет архитектурной работы в тринадцати странах, двадцать четыре года публичных лекций, двадцать пять лет преподавательской деятельности, пятьдесят лет редакционной работы, более 2000 статей, 120 проектов, тысячи архитектурных этюдов — всего много и всё из одного человека».