"Самоучка" Финн Юль
15 сентября 2017








Финн Юль, датский дизайнер, архитектор и проектировщик мебели, родился 30 января 1912 года. Спустя три дня после рождения сына мать умерла, и Финна стал воспитывать отец. Воспитанием это назвать было сложно, отец уделял мало внимания семье и человеком был довольно жестким. В сложившихся обстоятельствах Финн рос независимым ребёнком. К 15 годам Юль увлекся изящными искусствами и мечтал стать художником или скульптором. В 1930 году Финн Юль поступает в Школу архитектуры при Королевской академии искусств. Учебу Юль так и не закончил, по основной версии- из-за загруженности работой в архитектурном бюро Вильгельма Лауритцина, куда Финн пришел на практику в последний год обучения. Именно в 1934 году Лауритцен получает крупные заказы на строительство аэропорта и Дома радио в Копенгагене. Учебная практика молодого Финна Юля вылилась в 11 лет плодотворного труда с уже опытными коллегами. Несмотря на то, что Юль так и не получил высшего образования, в 1942 году он удостоился чести стать членом The Academic Architect Society, а позже стал приглашенным профессором в Институте дизайна Чикаго. Безусловно, о нем говорили как о дизайнере мебели с новаторским подходом, но он, тем не менее, всегда называл себя «самоучкой».

Первой мебелью, которую спроектировал Финн Юль, была мебель для его собственной квартиры, куда он переехал в 1932 году. Тогда же он познакомился с Нильсом Воддером, мебельщиком, с которым они еще долгие годы будут работать вместе.

«Удобный для человека стул сам должен быть человеком»: в этих словах Юля заложен основной принцип его работы, который не сразу пришелся по вкусу обществу. Дело в том, что Финн, проектируя мебель, смотрел, в первую очередь, на свое тело, измеряя его и представляя, как отдельные компоненты того или иного предмета мебели будут его преподносить. Он думал как анатом, постоянно задаваясь вопросом: как любая точка человеческого тела будет соприкасаться с точкой на предмете мебели. Вопреки модернистам с их обтекаемыми формами, Финн Юль нацелился на органическую, естественную форму. Идеи Юля превращались в смелые, гибкие, опережавшие свое время предметы, поэтому многие его формы были не приняты изначально. Так, например, случилось с креслом «Пеликан», которое в 1940 критики прозвали «уставшим моржом», а теперь это знаковое бионическое кресло «Pelican Chair». Кому-то оно напоминает сидящего человека, другим пеликана с распахнутыми крыльями.

Pelican Chair

Финн Юль всегда боролся за «очеловечивание» мебели. В 1942 году на унаследованные от отца деньги дизайнер построил такой «очеловеченный»дом для себя в Копенгагене. Довольно аскетичную архитектуру уравновешивали интерьер и мебель, созданные самим дизайнером.

Finn Juhl's house

Для своего дома он создал двухцветный диван Poet органической формы. Диван специально задумывался тесным, чтобы два человека, сидящих на нем, не могли не разговаривать.

Poet Sofa

C 1941 по 1945 год Юль разрабатывал ряд кресел с определенной конструкцией: сиденье и спинка были отделены от несущей деревянной рамы. Венец четырёх лет работы – модель FJ45 Chair. Такой тип кресел станет наиболее характерным в дальнейшем творчестве дизайнера.

FJ45 Chair

В 1949 на выставке гильдии мебельщиков Копенгагена Финн Юль представляет легендарное кресло Chieftains Chair. Вдохновением для дизайнера послужили иллюстрации оружия древних племен. На открытии выставки присутствовал даже король Дании Фредерик IX, которому пришлось по вкусу творение дизайнера. На вопрос журналистов: «Как называется это кресло?» - Юль с легкостью ответил, что теперь его следует называть «королевским». Но, как показалось одному из присутствующих журналистов, это недостаточно скромное название, поэтому кресло окрестили «Вождем».

Chieftains Chair

Финн Юль стал первым датским дизайнером, который включил использование цвета при создании мебели. Пример этому – комод FJ Sideboard с двумя раздвижными дверцами и маленькими цветными ящиками.


FJ Sideboard

В 1946 году Финн Юль создает модель дивана 46 Sofa, которая также говорит нам об «очеловечивании» мебели: плавные изгибы спинки, подлокотники, будто повторяющие сгиб руки человека. Этот диван Юль решил усовершенствовать небольшим кофейным столиком «Глаз» - Eye Coffee Table. Линии столика идеально перекликаются с линиями дивана.


46 Sofa, Eye Coffee Table

После войны Финн Юль начал завоевывать США, где подружился с Эдгаром Кауфманом, директором отдела индустриального дизайна в МОМА, четой Имз, а также другими влиятельными персонами. Американцы приняли датский дизайн как модный тренд, а процветающий Юль наладил серийное производство наименее сложных в изготовлении предметов. Таким образом, Финн Юль основал международную сеть мастерских — первым среди датчан и одним из первых в мире.

По заказу американской компании Baker Furniture дизайнер создает диван Baker Sofa с разделённым на две части корпусом дивана.

Baker Sofa

Чуть позже дизайнер создал коктейльный столик, который идеально бы подходил к дивану Baker. Элегантный трехногий кофейный столик - это дальнейшее развитие его раннего Eye Table, но, как мы знаем, в Америке все должно быть самое лучшее.

Cocktail Table

Многие предметы мебели, придуманные Финном Юлем в 1940–60-е годы, не были запущены в массовое производство сразу, так как их сложная форма требовала более продвинутых технологий. К примеру, Pelican Chair или кресло-пеликан стали производить только в 1999 году, а уже в начале 2000-х годов были перевыпущены еще порядка 15 знаковых предметов по дизайну Юля, в частности, диваны Baker – компания One Сollection получила за него престижную премию Wallpaper Design Award.

Финн Юль говорил: «Нельзя создать счастье красивыми объектами, но можно испортить большое счастье плохими». На наш взгляд, «большое счастье» делал именно он.