Арне Якобсен: абсолютное совершенство
28 апреля 2017









11 февраля 1902 года родился Арне Якобсен, знаменитый представитель школы скандинавского дизайна и архитектуры, основоположник стиля «датский функционализм».

До поступления в 1924 году в Датскую королевскую академию изящных искусств Арне овладел профессией каменщика, что в дальнейшем определило его любовь к кирпичу – материалу, ставшему доминантным в его архитектурных работах. Еще будучи студентом, Якобсен получил серебряную медаль за дизайн стула, представленный на выставке в Париже в 1925 году.

Получив образование, Якобсен работал в архитектурном бюро Пауля Холсо на протяжении двух лет, после чего открыл собственную дизайн-студию и начал частную практику в качестве архитектора и дизайнера.

В 1952 году появился стул «Ant», получивший свое название благодаря схожести с силуэтом муравья. Впервые стул был изготовлен из цельного листа отформованной фанеры: спинка плавно переходила в сиденье. Изначально Ant Chair был создан специально для столовой фармацевтической компании Novo Nordisk, но впоследствии было продано свыше миллиона копий стула-муравья производства фабрики Fitz Hansen. Именно этот стул подарил Якобсену всемирную известность как дизайнера мебели.


"Ant" chair

Спустя три года после выпуска стула Ant, Арне приступает к созданию будущей иконы скандинавского дизайна - стула «Series 7». Очередное новаторство дизайнера заключалось в том, что, помимо литой спинки и сиденья из цельного листа фанеры, в производстве использовалась методика растягивания шпона в трех измерениях, которая позволила достичь особенной плавности линий.

Изначально стул был выпущен под названием «3107», но обтекаемая форма, напоминающая песочные часы, раскрыла огромный потенциал, точнее, целую серию – Series 7 by Fritz Hansen. В дальнейшем предмет обзавелся подлокотниками, колёсиками для офисного кресла, даже стал барным стулом и дополнился маленьким письменным столиком. По всему миру было распродано более 5 миллионов копий данной модели.


"Series 7" chair

«Нет предела совершенству» - фраза, абсолютно не применимая к творчеству Арне Якобсена. В своих работах он стремился довести проект и все его детали до идеала. Отличительный пример перфекционизма Арне – строительство отеля Sas Royal Hotel в Копенгагене, в нем Якобсен придумал каждую деталь, вплоть до дверных ручек и столовых приборов.

В лобби отеля свое место занял культовый предмет дизайна XX века – кресло уникальной формы «Egg», получившее свое название в честь сходства с яичной скорлупой. Первый прототип Egg Chair Якобсен, подобно скульптору, создавал в своем гараже из глины, чтобы добиться идеальных линий и пропорций предмета.


"Egg" chair

Кресло «Swan» также было спроектировано для отеля Sas Royal Hotel. Эту модель можно считать образцом в стиле модерн – у объекта нет ни одной прямой линии, он плавный, обтекаемый, с волнистыми краями. В форме прослеживается силуэт лебедя с распахнутыми крыльями. Также существует диван Swan Sofa - c характерными прорезями, широким сиденьем и округлыми подлокотниками.

"Swan" chair

Также для Sas Royal Hotel Арне создал настольный светильник, дав ему имя в виде своих инициалов AJ. Стальное основание выполнено с характерным круглым вырезом, который изначально планировался в качестве держателя для пепельницы. Аксессуар для курильщиков остался невостребованным, а изящная тонкая выемка осталась.Лампа «AJ» идеально подходит для работы и чтения благодаря подвижному абажуру, позволяющему менять угол света. Узнаваемый силуэт и функциональность обеспечили AJ Lamp коммерческий успех, а в дальнейшем и расширение: появились напольные, настенные и уличные модели.

"AJ" lamp

Незадолго до своей смерти, размышляя об успехе своего творчества, Арне Якобсен сказал: «Основной фактор — это пропорции. Именно пропорции делают греческие храмы такими прекрасными. И когда мы смотрим на самые выдающиеся здания Ренессанса и Барокко, мы видим, что все они имеют идеальные пропорции. Это важнейшая вещь».