Шарлотта Перриан
21 марта 2019







Прожив почти сто лет, Шарлотта Перриан стала не столько свидетельницей перемен и трансформаций XX века, сколько их родоначальницей. Она презирала антиквариат, так как была абсолютным воплощением авангарда. «Человек ХХ века— злоумышленник? Да, если он окружает себя антикварной мебелью. Нет, если он живет в контексте нового интерьера»

Шарлотта родилась в 1903 году в Париже, в семье портного и швеи. Еще в школе учитель по рисованию отметил ее способности, и впоследствии мать подтолкнула Шарлотту к поступлению в парижскую Школу декоративных искусств. Там она проучилась пять лет с 1920 по 1925 на курсе по дизайну мебели. Одним из ее учителей был известный французский художник Анри Рапен, работавший в стиле ар-деко.

Получив образование, Шарлотта вышла замуж и обзавелась небольшой квартиркой с мансардой, которую она тут же преобразила в экстравагантный бар из стекла и алюминия с карточным столом и держателями для напитков. Спустя год, в 1927 году Перриан воссоздала дизайн своей мансарды на Осеннем салоне и представила его как «Bar sous le toit» - бар под крышей. Блестящие алюминиевые трубки стульев, кожаные сиденья и стеклянные полки вызвали настоящую сенсацию. Во-первых, Шарлотта выбрала очень «мужские» материалы для того времени, будучи всего лишь 24-летней девушкой. Во-вторых, она чётко дала понять, что эпоха ручной обработки ценных пород дерева закончена, пора двигаться дальше, навстречу «the age of the machine».

Bar sous le toit, 1928

Шарлотта Перриан мечтала о работе над серийным производством и недорогим жильем. Точнее, она мечтала о работе с Ле Корбюзье, главным реформатором того времени. Читая его книги, она чувствовала, что их идеи схожи.Придя к нему в студию на rue de Sevre, 35, Корбюзье отверг её, сказав лишь «Мы не занимаемся вышивкой подушек». И как он удивился, когда спустя месяц посетил Осенний салон и увидел её «Бар под крышей». Так Шарлотта Перриан стала коллегой Ле Корбюзье и его двоюродного брата Пьера Жаннере.


Шарлотта Перриан, Ле Корбюзье, Пьер Жаннере

Их тандем был «как три пальца одной руки», говорила Шарлотта. И уже спустя год, в 1928 году студия представила культовые модели: стул с откидной спинкой LC1, кресло LC2 Grand Comfort и шезлонг LC4.


LC2 chair, LC1 chair, LC4 chaise longue

На одной из фотосессий Шарлотта Перриан позировала на «своём» шезлонге LC4 в короткой юбке и бусах из круглых подшипников.


Шарлотта Перриан и Пьер Жаннере были больше, чем просто коллеги. Они любили выбираться на природу, собирать камни, ракушки, ветки, а затем соединять их в композицию и фотографировать. Пара назвала этот вид творчества «Art Brut» - «сырое искусство».


Шарлотта Перриан, около 1935 г.

Шарлотта обожала природу, пешие походы и альпинизм. Именно в природе она черпала вдохновение для своих работ. Дизайн Перриан сочетал в себе любовь к окружающему миру и новым технологиям.


Шарлотта Перриан в Савойе, 1935 год

Трио Перриан – Корбюзье – Жаннере просуществовало 10 лет. В 1937 году они расстались друзьями, и каждый продолжил уже свой путь. Шарлотта начала работу с Жаном Прувепо разработке военных казарм и мебели для временного жилья.

Вскоре началась Вторая мировая война, и Шарлотта отправилась в Японию в качестве советника по промышленному дизайну. Перед ней стояла задача повысить уровень дизайна японской промышленностью с целью экспорта на Запад. После вступления Японии в войну, Шарлотта пыталась вернуть во Францию, но, попав в ловушку морской блокады, остается во Вьетнаме до конца войны с 1942 по 1946 год. Там она во второй раз вышла замуж за французского дипломата Жака Мартена и там же рождается их дочь Пернетт. Все эти годы Перриан изучала местные ремесла и техники по обработке дерева, что, конечно, в дальнейшем найдет отражение в её творчестве.

Шезлонг «Токио» становится абсолютным подтверждением того, что Восток произвёл впечатление на Шарлотту.Гнутые металлические трубки шезлонга LC4 превратились в плавные деревянные линии Tokyo. Но остались прежняя совершенная эргономика и минимализм форм предмета.

Chaise Longue Tokyo, 1940

Журнальный столик Petalo напоминает яркий японский веер, а стул Ombra Tokyo как фигура оригами. В этих предметах Шарлотта Перриан отразила любовь к востоку и его формам.


Petalo tables, 1951


Ombra Tokyo Chair, 1954

Вернувшись во Францию, Шарлотта Перриан продолжила работу с деревом, так как предметы из дерева были доступны большинству. Высокий табурет Méribel получил свое название от шале во Франции, где у Шарлотты был дом. Низкий табурет Berger (в пер. с фр. – пастух) вдохновлен пастушьими табуретами.


Tabouret Méribel, Tabouret Berger, 1953/1961

В 50-е и 60- е гг. Шарлотта Перииан занимается престижными проектами: здание для ООН в Женеве, офисы Air France, горнолыжные курорты в Савойе, Французский туристический офис в Лондоне и много-много других. Её дизайн был востребован и любим. Точнее, он любим и востребован до сих пор.

Офис Air France в Лондоне

Проект горнолыжного курорта Les Arcs